Джума-мечеть с. Рича
Джума-мечеть с. Рича
Джума-мечеть с. Рича – объект культурного
наследия федерального значения. Имеет много отличительных особенностей, одна из
старейших мечетей в России.
Согласно сохранившимся различным записям
и преданиям народа, мечеть была построена в VIII в.: запись на камне стены говорит
о 115 годе хиджры. Архитектура мечети вызывает амбивалентные впечатления:: она
представляет собой традиционное сооружение горцев и в то же время уникальна. Внутри
мечети есть ряд столбов с узорами и надписями, что обыкновенно для горских
мечетей, но есть существенное отличие: один из столбов вращается. С какой целью
предусмотрено было данное архитектурное решение, остается загадкой, однако есть
три версии. Первая: вращение столба – свободное или тяжелое – являлось
индикатором осадки стен и давления потолка; вторая: вращение служило проверкой
выносливости привязанных к столбу детей мужского пола; третья: под определенным
углом столб служил для определения времени. Деревянные элементы мечети украшены
резьбой и, что примечательно, нанесен рисунок – шестиконечная звезда и четыре
круга. Вопреки устоявшемуся мнению, шестиконечная звезда использовалась в исламе и в других религиях
задолго до того, как стала символом иудаизма. Наносилась звезда как в резных узорах
в качестве центрального элемента, так и на стены домов и даже одежду. В исламе
данный символ – Хатам-и Сулейман, то есть печать пророка Сулеймана (печать царя
Соломона). Сказания передают, что благодаря перстню с печатью – шестиконечной звездой
и письменами – пророк Сулейман мог понимать язык животных и птиц и повелевать
джиннами. В домах и на одежде символ использовался как оберег, в религиозных
учреждениях – как символ мудрости.
Джума-мечеть трехъярусная: второй и
третий ярусы предназначались для раздельного совершения пятничной молитвы
мужчинами и женщинами, а нижний, ныне утерянный ярус служил местом ночных
молитв и обсуждений. Из мечети вел подземный ход к реке, вне крепостной стены.
Так же подземные переходы были на всей
территории села.
Минарет мечети свыше 18 метров в высоту.
Как и на стенах мечети, на минарете присутствуют арабские надписи. Но самым
необычным является то, что, несмотря на запрет изображения животных в исламе, в
нише минарета установлено изваяние волка. Это имеет объяснение и прямую связь с
историческими событиями.
В начале XIII в. в Дагестан вторглись
монгольские войска. По некоторым данным, аул Рича дважды подвергался нападению
монгольских завоевателей: в 1222 г. и в 1239 г. В первый раз жители спаслись
бегством в горы, а затем возвели крепостные стены, дабы враги не могли
вторгаться в село. Однако в 1239 г. о приближении и о маршруте вражеских войск
было сигнализировано, для обороны Рича собрались жители всех ближних сел. После
27-дневной осады аул пал, защитники и жители села были истреблены, а мечеть
разрушена. Легенда гласит, что матери прятали своих детей в расщелинах гор,
спасая от гибели – и двое детей противоположного пола, выкормленные волчицей,
возродили село. И именно поэтому нишу минарета украшает волчица – символ
спасения и возрождения, бесстрашия и храбрости, а не волк, символизирующий
только бесстрашие и непокорность.
Исторические сведения переданы памятниками
эпиграфики. Надпись на камне в северной стене мечети содержит сведения о приказе
о ее восстановлении в 1249 г. амиром (правителем) Адамом, сыном Абдулмалика,
сына Мухаммада.
Также есть запись о построении мечети амиром
Хададом, сыном Бассаджа, и его женой Хаджи (Хадиджей), датированная 678 г. по
хиджре (1279-1280 г.). Возникает предположение, что восстановление мечети
длилось 30 лет – с 1249 по 1279 гг. Это подтверждает устные народные предания о
долгом восстановлении села.
Первая запись завершается строками о
том, что построить эту крепость приказал Сабадж ибн Сулейман в одном из месяцев
года 638 года по хиджре, то есть уже в следующем году. Разграничение легенд и
реальных исторических фактов – неотъемлемая часть изучения истории.
Естественно, при полном истреблении взрослого населения аула некому было бы
отдавать приказ о восстановлении крепостной стены, заниматься возведением
мечети. Но и уцеление жителей мужского пола в битве, завершившейся полным
истреблением всех защитников села, вызывает вопросы – факт почти невозможен.
Предания гласят о том, что женщины переодевались в мужские одежды и наравне с
мужчинами участвовали в битве, а другие, когда их отцы, братья и мужья падали в
битве, заменяли их. Они тоже не минули гибели. Следовательно, остается один
вариант: в аул вернулись выходцы из Рича, проживавшие в других местах. Версия
подтверждается и устными народными преданиями.
В стенах мечети много камней с надписями, содержащими различные сведения разного времени. Есть записи о разрушении мечети после землетрясений и о реконструкции. При каждом восстановлении – частичном или полном – плиты с надписями монтировались в стены. Многие надписи остались нерасшифрованными: так как они начертаны куфическим стилем, имеющим специфические особенности, прочтение вызывает некоторые затруднения.