Размер шрифтов: A A A Отключить

Официальный сайт администрации

МО «АГУЛЬСКИЙ РАЙОН»

+7 (243) 2-21-10

Телефон доверия

+7 (243) 2-11-07

Горячая линия

Страницы

Джума-мечеть с. Рича

Джума-мечеть с. Рича

Джума-мечеть с. Рича

Джума-мечеть с. Рича – объект культурного наследия федерального значения. Имеет много отличительных особенностей, одна из старейших мечетей в России.

Согласно сохранившимся различным записям и преданиям народа, мечеть была построена в VIII в.: запись на камне стены говорит о 115 годе хиджры. Архитектура мечети вызывает амбивалентные впечатления:: она представляет собой традиционное сооружение горцев и в то же время уникальна. Внутри мечети есть ряд столбов с узорами и надписями, что обыкновенно для горских мечетей, но есть существенное отличие: один из столбов вращается. С какой целью предусмотрено было данное архитектурное решение, остается загадкой, однако есть три версии. Первая: вращение столба – свободное или тяжелое – являлось индикатором осадки стен и давления потолка; вторая: вращение служило проверкой выносливости привязанных к столбу детей мужского пола; третья: под определенным углом столб служил для определения времени. Деревянные элементы мечети украшены резьбой и, что примечательно, нанесен рисунок – шестиконечная звезда и четыре круга. Вопреки устоявшемуся мнению, шестиконечная звезда  использовалась в исламе и в других религиях задолго до того, как стала символом иудаизма. Наносилась звезда как в резных узорах в качестве центрального элемента, так и на стены домов и даже одежду. В исламе данный символ – Хатам-и Сулейман, то есть печать пророка Сулеймана (печать царя Соломона). Сказания передают, что благодаря перстню с печатью – шестиконечной звездой и письменами – пророк Сулейман мог понимать язык животных и птиц и повелевать джиннами. В домах и на одежде символ использовался как оберег, в религиозных учреждениях – как символ мудрости.

Джума-мечеть трехъярусная: второй и третий ярусы предназначались для раздельного совершения пятничной молитвы мужчинами и женщинами, а нижний, ныне утерянный ярус служил местом ночных молитв и обсуждений. Из мечети вел подземный ход к реке, вне крепостной стены. Так же  подземные переходы были на всей территории села.

Минарет мечети свыше 18 метров в высоту. Как и на стенах мечети, на минарете присутствуют арабские надписи. Но самым необычным является то, что, несмотря на запрет изображения животных в исламе, в нише минарета установлено изваяние волка. Это имеет объяснение и прямую связь с историческими событиями.

В начале XIII в. в Дагестан вторглись монгольские войска. По некоторым данным, аул Рича дважды подвергался нападению монгольских завоевателей: в 1222 г. и в 1239 г. В первый раз жители спаслись бегством в горы, а затем возвели крепостные стены, дабы враги не могли вторгаться в село. Однако в 1239 г. о приближении и о маршруте вражеских войск было сигнализировано, для обороны Рича собрались жители всех ближних сел. После 27-дневной осады аул пал, защитники и жители села были истреблены, а мечеть разрушена. Легенда гласит, что матери прятали своих детей в расщелинах гор, спасая от гибели – и двое детей противоположного пола, выкормленные волчицей, возродили село. И именно поэтому нишу минарета украшает волчица – символ спасения и возрождения, бесстрашия и храбрости, а не волк, символизирующий только бесстрашие и непокорность.

Исторические сведения переданы памятниками эпиграфики. Надпись на камне в северной стене мечети содержит сведения о приказе о ее восстановлении в 1249 г. амиром (правителем) Адамом, сыном Абдулмалика, сына Мухаммада.

Также есть запись о построении мечети амиром Хададом, сыном Бассаджа, и его женой Хаджи (Хадиджей), датированная 678 г. по хиджре (1279-1280 г.). Возникает предположение, что восстановление мечети длилось 30 лет – с 1249 по 1279 гг. Это подтверждает устные народные предания о долгом восстановлении села.

Первая запись завершается строками о том, что построить эту крепость приказал Сабадж ибн Сулейман в одном из месяцев года 638 года по хиджре, то есть уже в следующем году. Разграничение легенд и реальных исторических фактов – неотъемлемая часть изучения истории. Естественно, при полном истреблении взрослого населения аула некому было бы отдавать приказ о восстановлении крепостной стены, заниматься возведением мечети. Но и уцеление жителей мужского пола в битве, завершившейся полным истреблением всех защитников села, вызывает вопросы – факт почти невозможен. Предания гласят о том, что женщины переодевались в мужские одежды и наравне с мужчинами участвовали в битве, а другие, когда их отцы, братья и мужья падали в битве, заменяли их. Они тоже не минули гибели. Следовательно, остается один вариант: в аул вернулись выходцы из Рича, проживавшие в других местах. Версия подтверждается и устными народными преданиями.

В стенах мечети много камней с надписями, содержащими различные сведения разного времени. Есть записи о разрушении мечети после землетрясений и о реконструкции. При каждом восстановлении – частичном или полном – плиты с надписями монтировались в стены. Многие надписи остались нерасшифрованными: так как они начертаны куфическим стилем, имеющим специфические особенности, прочтение вызывает некоторые затруднения.

Джума-мечеть с. Рича 0Джума-мечеть с. Рича 1
202